06.10.2014

В Шаламовском доме областной картинной галереи 3 декабря открывается первая персональная выставка великоустюгского художника декоративно-прикладного искусства Татьяны Георгиевны Вязовой, посвященная 55-летию со дня ее рождения, «Кружево из белой бересты». Юбилейная экспозиция даёт достаточное представление о творчестве этого известного и ярко одарённого художника, работающего в уникальном народном художественном промысле Русского Севера – шемогодской прорезной резьбе по бересте.

Татьяна Вязова
Татьяна Вязова

Судьба Татьяны Вязовой вначале никак не была связана с северным краем. Она родилась в 1955 году в Туле – там прошли её детство и юность. О своей родине говорит она с восхищением, частичка родного края всегда живёт в её душе и иногда находит воплощение в произведениях. С улыбкой вспоминает Татьяна Георгиевна, как однажды знаменитый великоустюжский художник Е. П. Шильниковский рассматривая её работу со сценой чаепития, удивился: «И где же тут Русский Север, ведь самоварчик-то у Вас явно тульский?» На что Татьяна с радостной гордостью откликнулась: «Конечно, тульский, ведь я и сама тульская!» Первые навыки рисунка она получила от своего отца, Георгия Ивановича Вязова, столяра по профессии, увлекавшегося изображением фигурок людей. Одаренность в девочке разглядела мать, Мария Сергеевна, фельдшер по образованию, работавшая воспитателем, она привела Татьяну в детскую художественную школу, а впоследствии помогла ей определиться с выбором училища. Она и сейчас радуется успехам своей дочери.

Берестяное кружево
Берестяное кружево Берестяное кружево
Берестяное кружево

Татьяна решила стать художником декоративно-прикладного искусства: она училась с 1973 по 1977 годы в Абрамцевском художественно-промышленном училище им. В. М. Васнецова на отделении художественной керамики. «На практику выезжали в Вологду, Кириллов, Ферапонтово, - рассказывает Татьяна Георгиевна, - мне очень понравились эти края. Я восхищалась красотой северной природы, озёрами, белыми ночами, прекрасными архитектурными памятниками, тихими улочками и замечательными людьми: добрыми, прямыми, спокойными. Вот и на распределении сама попросилась, чтобы направили в Вологодскую область». В 1977 году она приехала по распределению в Великий Устюг, где сейчас живёт и работает. Город, по её словам, сразу пришёлся ей по душе, не разочаровалась она в нем и теперь. Правда, цех керамики при великоустюгской фабрике художественных кистей просуществовал недолго, поэтому Татьяне как молодому специалисту предложили заняться резьбой по бересте, что стало её подлинным призванием, подарком судьбы, как говорит она сама. Береста неотделима от художественного облика Великого Устюга, издавна славного своими ремёслами. Так она стала мастером современного народного искусства России.

Берестяное кружево
Берестяное кружево

Без малого 30 лет работает Татьяна Вязова на предприятии «Великоустюгские узоры», и за этот период ею достигнуто многое. Она активно участвует с 1977 года в областных, межрегиональных, всесоюзных, всероссийских международных выставках и ярмарках народных художественных промыслов. Её работы экспонировались во многих странах: Австрии, Германии, Швеции, Финляндии, Югославии, Люксембурге, Бирме, Марокко, Эфиопии, на Кубе. В 1984 году она вступила в ряды Союза художников России, совершенствуясь в своей профессии, училась в 1989–1993 годах в Московском технологическом институте. Татьяна Георгиевна – ведущий художник (теперь, к сожалению, единственный) своего предприятия, имеющий многих учеников. Произведения Т. Г. Вязовой хранятся в собраниях крупнейших музеев страны: Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, в художественных музеях Красноярска, Мурманска, Тулы, в частных собраниях в стране и за рубежом.

Наибольшее количество работ мастера сосредоточено в собраниях теперь ведущих музеев Вологодской области: Великоустюгском и Вологодском государственных историко-архитектурных и художественных музеях-заповедниках, в Вологодской областной картинной галерее, в фонде ЗАО «Великоустюгские узоры». Произведения из этих собраний, а также работы из творческой мастерской художника представлены на юбилейной выставке Т. Г. Вязовой. Они знакомят зрителя с развитием её творчества за тридцатилетний период: с 1979 по 2010 годы. Рассматривая эти замечательные работы, проникаешься большим уважением к труду их автора. Это художник, серьёзно изучивший особенности старинного народного промысла – шемогодской прорезной бересты – и бережно относящийся к ним. Её традиционные по форме и новаторские по тематике произведения имеют очень любопытные сюжетные решения. Уютные сценки из провинциальной жизни – гулянья, чаепития, встречи – сопровождаются у неё динамичным кружевным шемогодским орнаментом. «Сюжетные мотивы, – утверждает Татьяна Георгиевна, - это моё лицо художника, то, что отличает меня от других мастеров». Её работы привлекают прекрасным чувством материала, богатством и выразительностью форм, высокой техникой исполнения. Что очень ценно, в них есть мягкий юмор и доброта, душевная чистота и щедрость, светлый взгляд на мир – те качества, которые присущи по-настоящему большому искусству.

Источники:

  1. cultinfo.ru
Google


© Карнаух Лидия Александровна, подборка материалов, оцифровка; Злыгостев Алексей Сергеевич разработка, 2010-2017
При копировании материалов проекта обязательно ставить активную ссылку на страницу источник:
http://splesti.ru/ 'splesti.ru: Библиотека по биологии'


Рейтинг@Mail.ru

Источник: http://splesti.ru/news/item/f00/s01/n0000169/index.shtml



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Шемогодская резьба Википедия Плетения для золотых колье

Берестяным кружевом Берестяным кружевом Берестяным кружевом Берестяным кружевом Берестяным кружевом Берестяным кружевом