1 ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ

2

3

if ($this->show_pages_images && $page_num doc['images_node_id']) { continue; } // $snip = Library::get_smart_snippet($text, DocShare_Docs::CHARS_LIMIT_PAGE_IMAGE_TITLE); $snips = Library::get_text_chunks($text, 4);?>

4 Пермогорская роспись. Короба хлебницы Своё название роспись получила по месту бытования. «Пермогорье» («первые по высоте горы») - пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, откуда на много верст было видно лютиковые луга, поля, синее небо до горизонта и алый цвет зари. Поэтому так ярки узоры в росписи умельцев Севера. Техника исполнения пермогорской росписи, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. В таком коробе-хлебнице подавали хлеб к столу. Это был своеобразный ритуал, обряд. Выходя замуж, девушка уносила ее как придано

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19 Изучение росписей русского Севера началось с 1959 года, когда музей - заповедник в Сергиевом Посаде организовал экспедицию на Северную Двину. Так были установлены и классифицированы три самостоятельных вида росписей: пермогорская, ракульская и северодвинские. К последним отнесли близкие по композиционному строю борецкую, тоемскую и пучугскую росписи. Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, первые по высоте горы. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино, Грединская, Черепанове. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Едома, и являлись центром пермогорской росписи. Возникла она, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. А с конца 60-х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры". В последние годы светлые росписи русского Севера стали необыкновенно популярны. Они вновь удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Даже в музеях, где много старинной красоты, глаз сразу выхватывает те туеса и скобкари, сундуки и санки, люльки и прялки, что покрыты сплошным ковровым радостным узором вперемежку с птицами Сирии, пряхами и единорогами. Подобные предметы привлекли к себе интерес собирателей и деятелей русской культуры еще в конце прошлого века. Московские и петербургские музеи, частные коллекции П. И. Щукина, М. К. Тенишевой и И.С. Куликова (ныне его коллекция хранится в муромском музее) с удовольствием пополнялись художественно выполненными изделиями крестьянского быта. Приобретали их на ярмарках, в частности и на нижегородской, у торговцев - перекупщиков. Те хранили в тайне места промыслов, да и в любом случае не так-то просто было добрать-ся в далекие северные края. По внешнему виду эти росписи с Северной Двины были разные, хотя все сближались по тематике, композиционному построению и графическому рисунку пером с рукописными книжными миниатюрами. До поры до времени они носили одно общее название северодвинских. Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Пермогорские прялки - корневого типа с большой широкой лопаской. Верх завершается "маковками", "городками", низ - "серьгами", по-местному "чусками". Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части (ставы). Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатления неустойчивости, так как переход от лопаски к стояку был ступенчатым, широким и уравновешивал такую композицию. Сюжеты на пермогорских прялках можно условно разделить на два чаще других встречающихся варианта. "В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирии в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни: Внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках рисовали выезд купца. Вокруг одного такого купеческого выезда среди прочих занятных надписей есть и такая: "Сей пермогорская человек купеческое содержание имеетъ большима всякима товарыма дорогима занимается". А в верхней части около одной из птиц дается такое пояснение: "Сия птица отца нашего истиннаго сотворение" (орфография сохранена).

20 Кстати сказать, такие сопроводительные надписи которыми больше других росписей изобилует Пермогорка, тоже свидетельство традиции книжников-рукописцев. В Государственном музее этнографии хранится пермогорская прялка с изображением рукописной мастерской. А ведь народные художники изображали только то, что хорошо знали, с чем сталкивались в быту. Такая связь крестьян с книгами, лицевыми рукописями не должна удивлять. В другом варианте на фасадной (лицевой) стороне прялки изображались "супрядки", как по-местному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками - по-пермогорски в "шашечку". В нижнем ставе изображался свадебный поезд. Кстати сказать, "супрядки" начинали свадебную тему и в жизни, и в рисунках художников. На тыльной стороне прялок вверху изображались птицы в райских кущах как символ благополучия в доме, а внизу - счастливая семья за трапезой. Кроме всего, само жилище, дом изображался также по традиции книжной миниатюры - в разрезе, с шатровой крышей и часто с единорогом и львом по обе стороны. А между прочим, эти звери, да в такой же позе на задних лапах, были символом московского Печатного двора и изображались на книгах. Оттолкнувшись от них, рисовали свое, знакомое: так, единорог больше походил на коня, а шатер - на северную высокую избу в 2-3 этажа (вот где были и вправду "высокие терема"). На одной из прялок под шатровой крышей мы видим семейное застолье, а внизу под ними свинью. Так и было: жили в верхнем этаже, а внизу держали сено и скот. Первый вариант росписи оказался более устойчивым. Также встречаются пермогорские прялки, поверхность которых не разделена на ставы: пряхи, домашние животные и птицы, повозки, охотники и прочее, находятся как бы в одном временном пространстве посреди растительных мотивов. Есть на прялках и изображения кораблей. Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты людьки хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде - большая рыба. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи. Чтобы легче представить, что изображали на утвари, можно рассмотреть хлебницу (см. рис.). На крышке в центре - розетка в зубчатом круге, семейная трапеза, лев, единорог и птицы. На стенках - одна за одной по окружности следуют жанровые сценки: поездка в возке, бык, единорог, охотник и птицы, ткачиха за станом, пряха за прялкой, швея за швейкой, мальчик на коне, мужчина с пестерем за плечами и кузовком в руке, мальчик с собакой на поводке. Свободное поле стенок заполнено растительным узором, а по ободкам крышка и низ расписаны геометрическим орнаментом из полурозеток и "городков". А еще изображали служивых солдатиков, сбор березового сока, рубку леса, доение коровы и многое другое. Современные художники могут делать свои житейские наблюдения и отражать их в рисунке, следуя примеру старых мастеров. Те были очень конкретны, насыщали изображения деталями: тут и новомодная шаль на плечах у пряхи, высокий гребень в прическе, повойники, кустушки, оконца где слюдяные, где стеклянные. Именно эти бытовые подробности помогли искусствоведам определить время изготовления многих предметов.

21 Последовательность росписи прялки. (По воспоминаниям дочери мастера А.Л.Мишарина) Сперва наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом и циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили. Пермогорская роспись - графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть "золота".на более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски. Особенно наблюдается это в работах мастера Е.М.Ярыгина, его росписи и впрямь ярые, сочные, контурный рисунок чеканный. У разных мастеров были свои излюбленные сюжеты. Так, братья Мишарины (рис.1)рисовали ездки в санях, коней, братья Хрипуновы - птицу Сирин. Также известны фамилии других талантливых пермогорских мастеров: братьев Ярыгиных и Хвостовых (рис.3,4 Методические рекомендации Пермогорские узоры (беседа) Удивительно своеобразна и красива природа Севера. Мы отправимся с вами в путешествие по Северной Двине - в гости к мастерам Пермогорья. Чем ближе цель нашей поездки, тем выше горы. Вот и Пермогорье, расположенное на самом высоком берегу Северной Двины. Поэтому и названа Пристань "Пермогорье", что здесь первые по высоте горы. От дебаркадера вверх идет крутая лестница ступенек. Зато когда поднимешься на самый верх, открываются такие дали, что невольно хочется остановиться и оглядеться: алый цвет зари, желтые лютики и светлое-светлое небо... зеленая трава, Вот откуда, оказывается, яркие узоры в росписи художников Пермогорья. Они повторяли то, что видели в родной природе Севера. Вместе с яркой росписью в жилище крестьянина входило солнце и лето даже в темный зимний день. В 4 километрах от пристани, в деревнях Большой Березник, Грединская, Черепанова (общее название - Мокрая Едома), испокон веков жили люди трудолюбивые и веселые, одним словом - мастеровые. И действительно, простые крестьяне создавали неповтори-1ую сказку, радующую и согревающу ю сердце. Все свои изделия мастера изготовляли из липы, Солоница-коника

22 Роспись превращала их в подлинные произведения искусства. Используя всего несколько элементов: бордюры-ленточки, округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушков, птицу Сирии, а также жанровые сценки из повседневной жизни, небогатую палитру - красный, желтый, зеленый цвет и черный контур, гусиное или сорочье перо, пермогорские мастера расписывали предметы быта, которые служили им долгую службу. Крестьянские семьи были большие, соль дорогая, и ее выносили на праздничный стол в солонице - конике. В коробе-хлебнице подавали хлеб к столу, это был своеобразный ритуал, обряд. Выходя замуж, девушка уносила ее как приданое. С туеском (рис.1) и набирухой (рис.3) ходили деревенские ребятишки в лес по грибы да ягоды. В набируху дары леса собирали, а в туесок наливали квас или ключевую воду, которая весь день на солнышке оставалась такой же холодной, как и в самом ручье или ключе. Для пива и хмельных напитков была предназначена другая парадная посуда из дерева - скобкарь. Рис.2 "Сей бурачок очень крепок и угож..." Рис.1 " Скобкарь. Рис.2 Набируха. Рис. 3 С 6-8 лет девочка в крестьянской семье начинала готовить "е приданое к свадьбе: пряла нитки на прялке, чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов. Отец делал маленькую детскую прялочку. А жених дарил ей невесте красивую расписную прялку, и шла она по дерев-ца посиделки, гордо неся ее, чтобы все видели эту красоту. Считалось: у кого самая красивая прялка, ту больше всего жених любит. Пряла девушка пряжу на такой прялке, и не казался ей вечер долгим, а труд утомительным. И в знак взаимной любви дарила она потом тканый расшитый пояс своему жениху со словами "Кого люблю, тому дарю" Обрамление прялки и деление ее (по вертикали) на композиционные части ставы производятся поясками бордюров, что позволяет предположить, что расписные прялки сменили более архаичные резные В росписи используются излюбленные мастерами цвета красный, зеленый, желтый, реже синий. В ранних пермогорских росписях присутствовали красно-оранжевый, синий, охристый цвета.

23 Основные элементы пермогорской росписи Схемы фризовых орнаментов. Ленточки. Бордюры. Некоторые предметы украшались только ленточками-бордюрами, иногда бордюры как бы завершали композицию, придуманную мастером. Ленточки и бордюры строятся из треугольников, ромбов, дуг с капельками. Всю работу над бордюром можно разделить на 4 этапа: 1 - вся ленточка выполняется желтым цветом 2 - отдельные элементы выполняются зеленым цветом, 3 - красным цветом выполняются остальные элементы бордюра, 4 -тонкой живой линией прорисовывается оживка, контур элементов бордюра. Такой порядок нанесения красок наиболее удачен. Углы Углы в пермогорской росписи выделяются и оформляются особенно затейливо.

24 Основной растительный мотив пермогорской росписи - образ цветка, проклюнувшегося зерна. Цветок бывает нескольких видов, он может быть как симметричным, так и несимметричным. Сердцевинка цветка может состоять из большой капельки желтого и зеленого цветка и из кустика тех же цветков. На рисунке показана поэтапная работа над цветками трех видов. Птица Сирин Птица Сирин птица счастья, Птица - дева, птица-оберег! На гибкие побеги нанизаны трехлопастные изогнутые листья - цветы с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, иди них кустики из округлых листьев и ягодок. В этот растительный узор вписывается птица с женским лицом - Сирин. На рисунке показаны упражнения для изображения птицы Сирин. Полезно порисовать птицу в разные стороны, это очень сложно элемент росписи, который всегда присутствовал в росписи прялки. Рекомендуется провести небольшую беседу о птице Сирин. Дети не должны путать северную птицу Сирин, которая считается оберегом, птицей, несущей добро, счастье в дом, с легендарными птицами - девами, поющими сладостные мелодии, зазывающими морские корабли на рифы. После изучения этого элемента желательно составить композицию в круге, т.к. птица Сирии всегда обрамлялась кругом с одним из видов бордюра.

25

26

27

28

29

30

31 Ю.Г.ДОРОЖЕН

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47


Источник: http://docplayer.ru/31222882-Permogorskaya-rospis.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Пермогорская роспись и виды старинных промыслов (картинки) Самодельный инструмент для pdr

Пермогорская роспись это Пермогорская роспись это Пермогорская роспись это Пермогорская роспись это Пермогорская роспись это Пермогорская роспись это Пермогорская роспись это Пермогорская роспись это Пермогорская роспись это