Государственное бюджетное профессиональное образовательное     учреждение   Самарской области

«Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.Носцовой»

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ОД 02.05. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

по виду «Художественная роспись по дереву»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сызрань, 2017г.

ОДОБРЕН

Предметно-цикловой комиссией «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

 

 

Протокол № ____от «__» _________ 2017 г.

 

Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности54.02.02«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

 

 

РАССМОТРЕН

Методическим советом коллежа.

Протокол № ____от «__» _________ 2017 г.

 

Председатель методического совета

___________________ Реброва Е.Г.

 

 

Председатель предметно- цикловой комиссии

 

___________________ Печенова Т.В.

 

Заместитель директора по учебно-производственной работе

 

___________________ Фирсова Г.А.

 

Составитель, преподаватель ГБПОУ СКИК

                                     Котлярова Анастасия Андреевна

 

 

 

Декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть культурной жизни общества. Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества отражает представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Оно становится важным способом передачи пермогорская роспись о чем от поколения к поколению общечеловеческих ценностей.

Пермогорская роспись – это вид Северодвинской росписи по дереву. Нарядно расписанные прялки и колыбели, ковши и миски радуют яркостью красок, выразительностью рисунка.В XIXв. в музеях и частных коллекциях Москвы и Петербурга были собраны богатейшие коллекции северодвинской росписи. Однако изучение их началось сравнительно недавно, начало ему положил Г.А. Малицкий. Материалы экспедиций позволяют сделать вывод, что северодвинская роспись не является чем-то единым; она представлена в трех совершенно самостоятельных центрах, обособленных территориально и обособленных по стилю.Мокрая Едома (пермогорская роспись) – один из наиболее интересных центров. Он занимает совершенно особое место. Среди центров народной росписи нельзя назвать ни одного, где так широко и многогранно, как в росписи Мокрая Едома, была бы отражена жизнь русской деревни XIXв. Жанровые сценки произвольно вписывались в растительный узор, сливаясь с ним, дополняя общее впечатление цветистости. Роспись является не только декоративным украшением бытовой вещи, а всегда имела определенное смысловое значение. Очень часто на одном предмете размещался целый рассказ, в который автор вкладывал определенную мораль.

Данная тема выбрана для возрождения и сохранения традиционной пермогорской росписи в современном мире. Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.

Изделия декоративно-прикладного искусства раскрывают перед людьми особенности народных промыслов, помогают усвоить нравы, обычаи, передаваемые из поколения в поколение, учат воспринимать, понимать, создавать и любить прекрасное.

1.1.         Зарождение пермогорской росписи

 Берега Северной Двины издавна были прибежищем для всех недовольных и тех, кто искал спокойного места для жизни по своим правилам. Старообрядцы и осевшие на Русском Севере поляки, крестьянские переселенцы и перебравшиеся к месту торговли купцы - все вносили в размеренный уклад северодвинской жизни что-то свое. Одним из важных вкладов стало достаточно активное распространение искусства переписи книг.

Из традиций книжного рукописного издания в северодвинских селах развилось искусство росписи. Рукописные книги оформлялись с помощью различных декоративных приемов, украшались иллюстрациями, виньетками, заглавными буквами. Мастера привнесли этот декораторский дух в повседневную жизнь, начав расписывать предметы своего быта.

Соединение техники книжной графики с творческими идеями северодвинских мастеров создало уникальные росписи, узнаваемые и не вышедшие из моды даже спустя столетия.

В XIX веке росписи превратились в семейное дело, тонкости художественного стиля передавались из поколения в поколение. А некоторые мастера становились настолько известными, что их изделия заказывали заранее, желая непременно получить авторскую работу.

Пермогорская роспись возникла, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30- х годов нашего века. А с конца 60 - х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры". Сегодня это искусство севера приобретает все большую популярность.

Самые ранние дошедшие до нас расписные северодвинские изделия датируются серединой XVIII века, и в этих изделиях уже прослеживается сложившийся стиль и мастерство художников.

Изучение северодвинской росписи началось сравнительно недавно, начало ему положил Г.А. Малицкий. Из материалов экспедиций можно сделать вывод, что северодвинская роспись не является чем-то единым, обычно ее принято подразделять на три большие группы: Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи. Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) - это Пучужская и Тоемская росписи. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма. Центром пермогорской росписи является куст деревень под названием Мокрая Едома. В росписи широко и многогранно отражена жизнь русской деревни. Она является не только декоративным украшением бытовой вещи, но и имеет определенное смысловое значение. Часто на одном предмете размещался целый рассказ, в который автор вкладывал определенную мораль.

1.2.         Основные сюжеты и элементы пермогорской росписи

Основу росписи составляет растительный узор – трёхлопастные листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, а также птицы Сирин. Очень часто и изображения соответствовали тому, зачем применялась вещь. Например, на колыбелях рисовали младенца и его дальнейшую жизнь, на хлебнице — трапезу, на блюде для рыбы — рыбу.  В общем рисовали то, с чем сталкивались в повседневной жизни. В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни.

Одними из первых расписываемых предметов стали прялки. Сюжеты на пермогорских прялках можно условно разделить на два чаще других встречающихся варианта. В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирин в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни; внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках - выезд купца.

Вокруг одного такого купеческого выезда среди прочих занятных надписей есть и такая: "Сей человек купеческое содержание имеетъ большима всякима товарыма дорогима занимается". А в верхней части около одной из птиц дается такое пояснение: "Сия птица отца нашего истиннаго сотворение" (орфография сохранена). Такие сопроводительные надписи, которыми больше других росписей изобилует пермогорская - тоже свидетельство традиции книжников-рукописцев.

В другом варианте на фасадной (лицевой) стороне прялки изображались "супрядки", как по-местному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками. В нижнем ставе изображался свадебный поезд. "Супрядки" начинали свадебную тему и в жизни, и в рисунках художников. На тыльной стороне прялок вверху изображались птицы в райских кущах как символ благополучия в доме, а внизу - счастливая семья за трапезой.

Традиционные элементы пермогорской росписи:

Ленточки.

Такие узоры делают как отдельное украшение и используют в качестве обрамления композиции. Составляющими таких бордюров являются:

·треугольники;

·ромбы;

·дуги;

·капельки.

Сочетание элементов и цветов – на усмотрение художника.

Углы.

 Именно углам уделяли больше всего внимание пермогорские мастера. В качестве мелких деталей рисовали, как правило, растительные мотивы. Традиционными были листочки, ягодки, огурцы(Приложение№6).

Трилистник.

Трилистник является традиционным изображением растительных мотивов. Его писали как симметричным, так и асимметричным. Серединку изображали желтого или зеленого цвета.

Птица Сирин.

Именно это изображение является главным индивидуальным элементом росписи. Популярность такой картинки обусловлена верованием в то, что она является оберегом и приносит счастье. Сразу рисуются гибкие побеги, на них изогнутые трехпалые листья и цветы с острыми конами, ягодки. В центре изображается Сирин-прица с женским лицом. Птица всегда обрамляется по кругу одним из видов ленточек.

Жанровые композиции.

Традиционными рисунками пермогорской росписи также являются сценки из жизни. Например, чаепитие, катание на лошадях, свадьба и т.д. Как правило, мастера изображали именно тот быт, который их окружал.

Сюжетные росписи всегда жизнеутверждающие, радостные: цветы, домашние животные (например, кошка - символ домашнего уюта). Эти рисунки могут нам рассказать о текущей ситуации или о занятии хозяина.

Современные художники могут делать свои житейские наблюдения и отражать их в рисунке, следуя примеру старых мастеров. Те были очень конкретны, насыщали изображения деталями: тут и новомодная шаль на плечах у пряхи, высокий гребень в прическе, повойники, кустушки, оконца где слюдяные, где стеклянные. Именно эти бытовые подробности помогли искусствоведам определить время изготовления многих предметов.

1.3. Традиционная технология выполнения

Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты — все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.

Для пермогорской росписи характерен белый цвет фона. На белую основу загрунтованного дерева мастер сначала гусиным пером наносил черный контур и только потом постепенно заполнял его цветом.

В цветовой гамме пермогорской росписи преобладающий цвет — красный, ему сопутствовали зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, и чуть «золота». На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим яркие цвета.

В последние десятилетия существования промысла художники Мокрой Едомы пользовались клеевыми красками, пришедшими на смену яичным, которые с давних времен использовались мастерами фресковых росписей, иконописцами и миниатюристами.

2.1. Первые мастера пермогорской росписи

Одно из основных семейств пермогорских живописцев - братья Хрипуновы, жившие в деревне Черепаново. При общности их стиля заметны индивидуальные особенности: более холодный колорит работ Дмитрия Андреевича, преобладание красного цвета в росписях у Петра Андреевича и насыщенность цветом в работах младшего из братьев - Василия Андреевича. О. Круглова делает доказательный вывод: "Это наводит на мысль, что он (Василий) учился не только у своего отца Андрея Игнатьевича Хрипунова, но усвоил манеру одного из ведущих мастеров промысла - Егора Максимовича Ярыгина". Стиль Е. М. Ярыгина отличается уверенной и детальной проработкой типичных пермогорских узоров и традиционных сюжетов.

Один из лучших представителей другой семьи пермогорских народных художников Александр Лукьянович Мишарин (1856-1932). В манере этого мастера, жившего в деревне Помазкино, привлекает свобода и непринужденность рисунка. Работы А. Л. Мишарина композиционно зрелы, художник не затрудняется в подыскании того или иного элемента. Занимался росписью и брат Александра Мишарина Василий (1851-1919). Оба они учились у отца.

В Пермогорье рассказывали о местном живописце Василии Юркине, украшавшем опечья и двери в избах. О. Круглова сообщает об И. Юркине, расписавшем внутренность дома в деревне Дябрино, Красноборского района, и о мастерах Михаиле, Василии и Александре Хвостовых, Якове Ярыгине.

2.2. Пермогорская роспись в современном декоре

Шторы с росписью, скатерти, предметы утвари отлично впишутся в интерьер! На кухне главную роль будет играть, конечно же, посуда. Небольшие плошки и огромные блюда, разделочные доски и солонки, чашки и салатники, конфетчицы и вазы – перечислить все разнообразные изделия в пермогорском стиле просто невозможно. Подобная посуда придаст интерьеру кухни особенный шарм, мгновенно сделает дом уютным и милым. Только не следует сочетать пермогорскую посуду с изделиями гжельских или жостовских мастеров – подобные сочетания мгновенно превратят дом в подобие сувенирной лавки. Лучше избегать китча и не перегружать помещения изделиями различных народных промыслов, да и их лучше использовать умеренно, чтобы стиль интерьера не получился излишне навязчивым и грубоватым.

Посуда с пермогорской росписью не просто красива, но и функциональна – ее вполне можно использовать по назначению, то есть для хранения и подачи пищи. Немаловажно, что такая посуда совершенно безопасна и в равной степени подходит как для горячих, так и для холодных блюд. Расписные изделия украсят любой дом, придадут ему теплоту и солнечное сияние.

А так же и в рабочем кабинете или в спальне расписные изделия не всегда выглядят уместно, а вот на кухне они будут смотреться очень органично. Мебель, расписанная в пермогорском стиле, украсит детскую и привьет ребенку с юных лет вкус к самобытным вещам. Можно не ограничиваться детским столом и стульчиком, а украсить комнату ребенка и другими аксессуарами, например, расписными коробками для игрушек. Конечно, традиционные пермогорские изделия изготавливают исключительно из дерева, но в продаже можно встретить самые разные товары, украшенные росписью, например, компьютерные мыши или мобильные телефоны. Такие изделия украсят комнату, оформленную в соответствующем стиле.

На стенах в гостиной или коридоре размещают виниловые наклейки с изображением причудливых узоров. Мебель под роспись изготавливают как в традиционном стиле.

Исходя из этого, Пермогорская роспись это не только расписанная бытовая деревянная посуда, но и новый стиль в декоре интерьера. Который с каждым годом усовершенствуется пермогорская и модернизируется. Все это благодаря тому, что люди не забывают свою историю, и чтут традиции и обычаи своего народа. 

3.1. Технологическая последовательность подготовки изделия к росписи

Деревянную посуду, предназначенную под роспись, вытачивают на токарном станке или выдалбливают из просушенной древесины. Такие заготовки называют "бельем".

Готовое изделие нужно еще раз хорошо просушить. Длительность сушки зависит от размера изделия и длится от трех дней до трех недель при температуре 22-28° С. Когда влажность древесины достигнет 6-8 %, сушка закончится. Если деревянная заготовка недостаточно просушена, то при выполнении последующих технологических операций на поверхности белья могут появиться трещины, а лаковый слой может покрыться мелкими пузырьками. За несколько дней до конца сушки желательно поместить белье в более теплое место с температурой около 30° С.

Просушенная заготовка пригодна к грунтовке. Разведенный до жидкого состояния вал нужно втереть в белье с помощью тряпки. Грунтовка должна быть нанесена очень тонким слоем. Затем изделие просушивается в течение нескольких часов при комнатной температуре. После этого наносится второй слой и сушится уже около 10 часов. Высушенные изделия охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.

Процесс грунтования изделия в наше время очень отличается от того что был ранее. Существует множество способов:

ПВА

Простой, быстрый и недорогой способ грунтования, дающий хороший результат. В основном его в наше время используют во всех художественных школах. Клей ПВА разводиться водой до состояния молока или жидкого кефира, обильно наноситься на изделие и высушивается при комнатной температуре около часа. Затем изделие хорошо зашкурить. Шлифовать перед грунтованием есть смысл, только если изделие сильно шершавое.

Желатин

Развести его по инструкции на упаковке, дальше всё - то же самое, что и в случае грунтования ПВА.

Принципиальные отличия от ПВА:

1. Дольше готовится раствор (залить водой, настоять около часа, нежно подогреть, помешивать).

2. Совершенно не белит, а, напротив, подчёркивает структуру дерева.

3. Вопрос пригодности применения в случае контакта с пищевыми

продуктами не стоит.

Раствор не должен быть слишком густым, а то, во-первых, на поверхности появятся мелкие кристаллы, а во-вторых, если загрунтованная заготовка не будет расписана и залакирована в ближайшие дни, то желатин её выгнет, покоробит, вырвет группы волокон, сделав заготовку ребристой.

Яйцо

Взять свежее яйцо, отделить желток (он не пригодиться). Белок слегка взбить (не до пены, а до однородности). Этим  белком и мазать поверхность. Можно кистью, можно рукой. И точно также как и в предыдущих случаях, сушим, трогаем, шкурим. Желательно повторить процедуру более одного раза.

Крахмал

Крахмал растворить в небольшом количестве холодной или чуть тёплой воды и медленно влить в кипящую воду при постоянном помешивании. Не прекращая помешивать, довести до кипения, дать остыть. Пропорции 1 столовой ложки на литр воды, должно получиться как жидкий кисель.

Изделие хорошо отшлифовать, покрыть крахмалом (размазывать рукой, довольно толстым слоем), потом нежно-нежно ошкурить в одном направлении (а то сдерется крахмал).

3.2. Выполнение росписи

Современная технология отличается от традиционной, но принцип росписи остался прежним. В основном изменились инструменты и материалы, применяемые для росписи. Используется, как правило, ель, липа, лиственница, береза и др.

· Изделие шлифуется шкуркой №0 или №1. После этого смачивается, после высыхания так же шкуркой №0 или №1 щлифуется еще раз.

·При наличии на изделии дефектов (трещин, сколов), их необходимо обработать шпатлевкой. После высыхания изделие еще раз шкурится.

·Грунтуют изделие водоэмульсионной краской или гуашью с клеем ПВА. Осуществляется грунтовка широкой кистью – щетиной или синтетикой.

·Рисунок переводится через кальку.

·Роспись наносится беличьими или колонковыми кистями №0 – 2 гуашью, акрилом или темперой.

·После того как работа над изделием завершена, его необходимо покрыть лаком. Для этого могут использоваться прозрачный масляный или нитролак. При использовании двух разных лаков, первым наносится нитролак и только потом масляный.  Лак наносится с помощью широких кистей – щетины или синтетики.
Заключение

Народное декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть культуры человечества, в основе которой лежат древняя традиция и современные подходы, развитие же осуществляется через их постоянное взаимодействие. Несмотря на некоторые различия, искусство народов и национальностей проходит приблизительно одинаковый путь развития и зависит от истории народа, его культовых и религиозных воззрений, взаимодействий с другими народами, проживающими на близлежащей территории. 
Декоративно-прикладное искусство несет в себе совокупность национальных признаков, которые, являясь традиционными, как бы согревают произведения, пробуждают в зрителе ярко окрашенные чувства и эмоции. Национальное в художественном образе обычно связано с личным чувством человека, его индивидуальными переживаниями. 

Традиции в области народного декоративно-прикладного искусства, являющегося составной частью общечеловеческой культуры, — не мертвая схема, установленные раз и навсегда правила. Они меняются с требованиями времени. Следующему поколению передается только то, что жизненно, прогрессивно и способствует дальнейшему развитию общества. Именно этим можно объяснить исчезновение целых областей художественного творчества, не нашедших применения в изменившейся жизни. 

Народная роспись по сей день не теряет актуальности и часто может использоваться в интерьере, для украшения посуды, мебели и других предметов быта. Элементы росписи в декоре ассоциируются с древнейшим народным промыслом и придают интерьеру особый шарм.

 

Основная:

·          Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 352с.

·          Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 313 с.

·          Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

·          Иттен И. Искусство цвета. М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2013. — 96с.

·          Логвиненко Г.М. Декоративная композиция./Серия "Изобразительное искусство". М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 144с.

·          Севан О.Г. Росписи жилых домов Русского Севера. М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 215 с.

 

Дополнительная:

·           Величко Н. Русская роспись./Серия "Золотая библиотека увлечений". М.: АСТ-пресс, 2015. – 224с.

·          История искусства народов СССР, т.6/Т. Н. Горина [и др.] М.:       Изобразительное искусство, 1981. – 453с. 

·          Жегалова С.К. Новые материалы по истории северодвинской росписи // Труды ГИМ. Выпуск 7. С. 45.

·          Узоры Северной Двины/О. Знатных [и др.]/Серия "Искусство — детям". М.: Мозаика-синтез, 2012. – 24с.

·          Ивановская В. Растительный орнамент./Серия "Орнаменты". М.: В. Шевчук, 2009. –  223с.

·          Ивановская В. Русские орнаменты./Серия "Орнаменты". М.: В. Шевчук, 2006. – 223с.

·          Круглова О.В. Народная роспись Севернй Двины. М.: Изобразительное искусство, 1987. – 192 с.

·          Тарановская Н.В. Новые данные о формировании северодвинских народных росписей. //Страницы истории отечественного искусства. Выпуск 2. Спб., 1993. – с. 63

·          Чебан В. Узоры и орнамент для мастера./Серия "Для дома и заработка". Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. –  384с.

 

Интернет-ресурсы: 

·            Культурное наследие Архангельского Севера: Резьба и роспись по дереву URL: http://www.cultnord.ru/Rezba_i_rospis_po_derevu.html

·           Тойма.рф: Северодвинские росписи URL: http://www.тойма.рф/наследие/северодвинские-росписи/

·           Художественная энциклопедия Artorbita: Пермогорская роспись URL: http://artorbita.ru/tipy_rospisi/permogorskaya/permogorskaya.html

 

·           Энциклопедия Технологий и Методик: Поделки и сувениры: Северодвинская роспись URL: http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/north-dvina/north-dvina.htm


Источник: http://xn----jtbpoegr1h.xn--p1ai/index.php/publikatsii-pedagogov/mif-14/172-metodicheskoe-posobie-permogorskaya-rospis



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Пермогорская роспись - история возникновения Вяжем на спицах кофты кардиганы

Пермогорская роспись о чем Пермогорская роспись о чем Пермогорская роспись о чем Пермогорская роспись о чем Пермогорская роспись о чем Пермогорская роспись о чем Пермогорская роспись о чем Пермогорская роспись о чем