Изобразительная деятельность является для детей образной формой познания окружающего мира. Создавая изображения предметов, объектов и явлений действительности, ребёнок отображает своё видение и непосредственное отношение.

Одной из основных традиционных техник изобразительной деятельности считается лепка. Работать с пластичными материалами дети начинают с ясельного возраста, развивая и оттачивая навыки год за годом. Создание поделок из пластилина и солёного теста доставляет ребёнку позитивные эмоции, вылепленное объёмное изображение обладает меньшей условностью, чем рисунки и аппликации. В занятиях лепкой в подготовительной группе эффективно реализуется принцип организации обучающего процесса у дошкольников: основная форма обучения — игра. Дети получают задания в игровой форме, а вылепленные на занятии поделки, например, такие, как девочка играет в мяч, можно использовать в будущей игре.

Содержание

Занятия лепкой в подготовительной группе детского сада

Занятия лепкой помогают в достижении главной цели дошкольного образования — воспитания всесторонне развитой личности. Расширяется кругозор ребёнка, обогащается словарный запас, активно развивается мелкая моторика рук, что способствует стимулированию мыслительной и речевой зон головного мозга. Исследователями неоднократно отмечалось, что у детей, с которыми качественно занимались развитием мелкой моторики, глубже развито пространственное мышление, чётче работает построение логических связей, хорошо развито грамотное построение устной речи.

У ребёнка 6–7 лет накоплен богатый образ зрительных образов и имеется желание создавать изображения, максимально достоверно отображающие действительность. Воспитанники подготовительной группы хорошо владеют основными приёмами лепки, умело используют при необходимости стеки и подручные материалы, стремятся дополнить готовый образ мелкими элементами из пластилина.

Мы сажали огород

Занятие лепкой в подготовительной группе

В виде таблицы рассмотрим программные задачи обучения лепке в подготовительной группе и их связь с имеющимися у детей 6–7 лет знаниями и умениями в работе с пластичными материалами:

<br srcset=

Космическое путешествие» width=»425″ height=»319″ /> Анализ коллективной работы в подготовительной группе

Разновидности лепки в подготовительной группе

  • Предметная лепка. Оттачиваются навыки лепки, совершенствуется способность к точной передаче формы и частей предмета, его пропорций. С помощью стеков и палочек ребята придают поделке заверщённый вид (создают имитацию шерсти животного, оперения птицы, рыбьей чешую, прорисовывают черепицу или доски в постройках, выдавливают колпачками от фломастеров и различных тюбиков узоры на пластилиновых поделках). Петушок

    Предметная лепка птицы, украшение поделки

  • Сюжетная лепка. Воспитанники обучаются передавать в создаваемом изображении движения фигур животных и человека (курица подняла крылья, синицы клюют пшено, мальчик идёт, девочка прыгает на одной ноге). Создание несложных сценок (девочка играет с котёнком, дети танцуют, мальчики играют в снежки). Сюжетная (как часто и предметная) лепка предполагает создание композиции на плоскости. При этом основу для работы можно оформить пластилиновыми элементами по замыслу. Петушок с семьёй

    Простая сценка из вылепленных фигур петуха, курицы и цыплят

  • Декоративная лепка. Развивается умение лепить по мотивам народных промыслов (глиняные игрушки, свистульки, посуда русских мастеров). В подготовительной группе можно проводиться занятия по лепке из глины, что актуально для этой формы занятий: после просушки глиняные поделки можно будет расписать на занятии по декоративному рисованию. Петушки

    Глиняные поделки, вылепленные по мотивам филимоновской игрушки

Способы и приёмы лепки в подготовительной группе

  1. Конструктивный способ лепки. Этой техникой работы с пластичным материалом дети овладевают в возрасте 2–3 лет, иногда самостоятельно открывая для себя возможности пластилина. Название этой техники схоже с одним из основных видов изобразительной деятельности — конструированием. Ребёнок представляет модель будущей поделки в виде взаимосвязанных частей. Дети могут соединять фигуры одинаковые (бусы, гроздь рябины, гусеница), однородные (пирамидка, неваляшка, радуга) и различные (мухомор, птица, самолёт). В подготовительной группе воспитанники представляют предметы лепки в виде фигур различных форм. Лиса

    Технокарта (конструктивный способ лепки)

  2. Скульптурный (пластический) способ лепки — создание предмета или объекта путём вылепливания из одного куска. Ребёнок представляет образ того или иного предмета, животного, птицы и др., из куска пластилина создаёт простую форму, которая лежит в основе всего образа: для птицы — форма яйца, для вазы под фрукты — выпуклый диск, для лампы — лепёшка и т. д. Затем пластилиновая заготовка слегка разминается, материал становится податливым, и ребёнок моделирует образ по заданию. Приёмы скульптурной лепки разнообразны: вытягивание и оттягивание отдельных частей, скручивание, загибание, прищипывание, вдавливание, сплющивание и т. д. Каргопольская игрушка

    Технокарта лепки скульптурным способом

  3. Комбинированный способ — это сочетание конструктивного и скульптурного способов лепки. Как правило, старшим дошкольникам интереснее всего дополнять отдельно вылепленными деталями по замыслу созданную из цельного куска пластилина заготовку фигуры. Например, к заготовке фигуры петушка (вытянутая яйцеобразная форма) прикрепляются крылья, бородка, гребень, лапки-подставка. Утка, гусь, петушок

    Технокарта лепки фигур птиц комбинированным способом

  4. Лепка на форме. Применяется для экономии времени при обучении приёмам декоративной лепки — налеп и барельеф. Пластилин или глину раскатывают и оборачивают пластичным пластом форму (в ход идёт бросовый материал: пластиковые бутылки, банки, стаканчики, картонные втулки). Излишки пластичного материала обрезаются, края следует соединить и сгладить шов. Заготовку формы украшают узором из вылепленных деталей и/или подходящими по замыслу инструментами. Игрушка

    Лепка по форме (на пластиковой бутылке)

Композиции на тему «Человек в движении»

В подготовительной группе дети продолжают лепить фигуру человека. Сначала это задания по конструктивной лепке, какие выполнялись в старшей группе. Но задача обучения лепке человеческой фигуры в этой группе — более точно воспроизводить форму частей тела и соблюдений пропорций. Проводятся занятия по лепке с натуры (как правило, это — кукла). Воспитанники рассматривают объект изучают особенности формы каждой части тела, учатся считать, сколько раз голова укладывается во всём туловище куклы. Создание деталей для конструктивной лепки человека выполняются в следующем порядке:

  • Туловище (к нему будут крепиться другие части): форма закруглённого цилиндра или груши.
  • Голова и шея: шар и короткий узкий цилиндр.
  • Ноги и руки: колбаски. Ребята должны помнить, что длина ног равна длине туловище, руки по длине от плеча доходят до середины бедра. У рук вылепливаются кисти (обычно приёмом сплющивания конца колбаски), для ног отдельно вылепливаются сплющенные шарики — это будет стопа или обувь.

Ребята учатся передавать характерные движения человека. Создание фигуры в движении развивает конструктивное мышление и активизирует образное мышление и зрительную память. В методическом пособии Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», разработанном для воспитателей в рамках ФГОС, для проведения занятий по лепке фигуры человека в движении рекомендуются такие темы, как «Девочка играет в мяч», «Папа гуляет с ребёнком по улице», «Ребёнок с собачкой», «Девочка и мальчик пляшут», «Лыжник», «Как мы играем зимой», «Пограничник с собакой», «Няня с младенцем» и др. Эти темы предполагают лепку по представлению. На таких занятиях для воспитанников открывается широкий простор для фантазирования, продумывания персонажей для изображения, выбора форм и приёмов лепки. В начале занятия дети рассматривают фигурки или картинки с изображениями скульптур, изучают положение частей тела человека, совершающего определённое действие. Также ребятам предлагается самим принять ту позу, которую они представляют по замыслу, и зафиксировать в памяти основные моменты: сгибы конечностей, наклон или поворот туловища и головы и т. д.

Фигуру человека дети могут создавать при помощи конструктивной лепки: создаются отдельные детали, соединяются, сгибаются и поворачиваются в соответствии с замыслом. Проблемой при использовании этой техники может стать то, что примазанные к туловищу конечности во время изменения их положения и сгибания могут отломиться. Поэтому педагогу необходимо продемонстрировать скульптурный способ лепки фигуры человека и обратить внимание, что созданная в этой технике модель обладает большей устойчивостью и конечности фигурки проще поддаются передаче нужного действия.

В рамках темы «Человек в движении» индивидуальный подход обучения реализуется в предложении самостоятельного выбора воспитанниками техники лепки (конструктивный, скульптурный или комбинированный способ), в свободе фантазии в моделировании фигурки, изображении движений тела. Одни воспитанники создадут простую сценку по заданию, другие смогут продумать более сложный сюжет. Ребятам разрешается по своему вкусу дополнять фигуру человека различными деталями, чтобы избежать условности изображения: при помощи налепа мелких деталей или прорисовки заострённой палочкой обозначаются черты лица, прикрепляются элементы, изображающие прическу или предметы одежды.

Мотивирующее начало занятия на тему «Человек в движении»

Создание фигуры человека, выполняющего определённые действия, подразумевает ясное представление воспитанниками положения туловища и частей тела в конкретном движении. Детям 6–7 лет может быть сложно вызвать в памяти подобные зрительные образы, поэтому в начале занятия воспитатель должен предоставить ребятам наглядные примеры. Это могут быть плакаты и картинки с изображением людей в различных позах. Активизирует внимание и вызывает интерес показ действий самими воспитанниками. При изучении положения туловища и конечностей в каждой конкретной позе воспитатель должен проводить с детьми беседу, концентрируя внимание на тех моментах, которые помогут детям в выполнении практической части занятия: есть ли у фигуры наклон (и в какую сторону), в каком положении находится голова, согнуты ли руки в локтях или кистях, согнуты ли ноги, одинаковое ли положение в пространстве занимают левая и правая ноги/руки и т. д.

Примеры использования мотивирующего материала

Составление конспекта на тему «Человек в движении»

Целью проведения занятий на тему «Человек в движении» является создание воспитанниками фигуры человека в действии. Задачи иставятся зависимости от конкретизации темы (кого, при какой ситуации и при осуществлении каких движений будут лепить ребята), на этом основании планируется и развитие определённых умений.

Примеры формулировки задач и отрабатываемых умений

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Дети на прогулке зимой» (сюжетная лепка).
Автор: Егорова Любовь Михайловна.

Поэтапный порядок выполнения поделок на тему «Человек в движении» из пластилина

В начале объяснения техники лепки фигур по теме «Человек в движении» воспитатель должен обозначить, какие способы помогают достичь передачи физических действий объекта. Для изображения характерных движений тела не рекомендуется использовать технику лепку по принципы «дымковской игрушки», когда из одного куска пластилина или глины вылепливается голова, шея, торс и руки, а из другого — оставшаяся часть фигуры в виде колоколообразной юбки. Дети должны стремиться передать положение в конкретной позе всех частей тела, поэтому туловище и ноги должны быть вылеплены.

«Мальчик делает гимнастику»

Для выполнения задания может быть выбран скульптурный (пластичный) метод лепки.

  • Для дальнейшего моделирования кусок пластилина скатывается в цилиндрическую форму. Формирование основной формы

    Этап пластичной лепки

  • Вылепливание головы и шеи. Верхняя часть тела человека

    Этап пластичной лепки

  • Вытягивание рук фигуры. Формирование торса

    Этап пластичной лепки

  • Вытягивание ног. Условная модель тела человека

    Этап пластичной лепки

  • Придание конечностям завершённого вида. Лепка кистей рук и стоп

    Этап пластичной лепки

  • Прорисовка частей лица зубочисткой. Лицо мальчика поделка петуха из пластиковой бутылки

    Оформление фигурки

Примеры передачи характерных движений по теме «Мальчик делает гимнастику»

Поза № 1 Разведение рук в стороны Поза № 2 Наклоны вбок Поза № 3 Наклон вперёд Поза № 4 Наклон вперёд в положении сидя Поза № 5 Махи ногами в положении лёжа Поза № 6 Наклоны вбок в положении сидя Поза № 7 Наклоны вниз и в сторону в положении сидя Поза № 8 Упражнение «Берёзка» Поза № 9 Упражнение «Ножницы»

«Девочка играет в мяч»

Это задание можно выполнить показанным выше скульптурным способом. Для тех ребят, у кого возникают сложности с передачей движений в лепке, допускается создание фигуры девочки в юбке (нижняя часть туловища — колоколообразной формы):

«Девочка играет в мяч»

Процесс лепки фигурки

«Девочка играет в мяч»

Пример работы

Рассмотрим процесс лепки фигуры по заданию на примере использования конструктивного метода.

  • Вылепливание отдельных деталей для поделки. Туловище, голова, хвостики, руки, ноги, чешки, мяч

    Детали для последующего моделирования фигуры

  • Сборка фигуры девочки путём прикрепления и привазывания частей тела. Конструктивная лепка

    Процесс соединения частей фигуры

    Девочка

    Готовая модель тела: длина ног равна длине туловища, плечи покатые, длина рук доходит до середины бедра

  • Придание завершённого вида лицу девочки: оформление налепливанием мелких деталей и прорисовкой заострённой палочкой/зубочисткой. Лицо девочки

    Дополнение модели деталями и прорисовкой

  • Придание конечностям и туловищу нужного положения в конкретном действии (примеры поз см. ниже).
  • Закрепление фигурки на картонной основе. Девочка играет в мяч

    Готовая работа по теме занятия

Примеры передачи характерных движений человека по теме «Девочка играет в мяч»

Поза № 1 Девочка несёт мяч Поза № 2 Девочка поймала мяч, прижимает к себе Поза № 3 Девочка перебрасывает мяч правой рукой в левую Поза № 4 Девочка бросает мяч одной рукой Поза № 5 Девочка бросает мяч обеими руками из-за головы Поза № 6 Бросок мяча снизу Поза № 6 (другой ракурс) Бросок мяча снизу Поза № 7 Девочка подбрасывает мяч носком ноги Поза № 8 Девочка подбрасывает мяч коленом Поза № 8 (другой ракурс) Девочка подбрасывает мяч коленом Поза № 9 Девочка приготовилась отбить мяч Поза № 10 Балансирование мячом на голове Поза № 11 Перекатывание мяча по туловищу Поза № 12 Девочка прижимает мяч к бедру Поза № 13 Чеканка мячом об пол Поза № 13 (другой ракурс) Чеканка мячом Поза № 14 Бросок мячом одной рукой из-за головы Поза № 15 Перекатывание мяча за спиной Поза № 16 Перебрасывание мяча над головой правой рукой в левую

Примеры фигур человка в движении по теме «Зимние развлечения»

1 Мальчик катается на санках 2 Мальчик толкает санки 3 Игра в снежки 4 Мальчик чистит снег 5 Ходьба на лыжах 6 Катание на коньках

Примеры фигур человка в движении по теме «Пограничник (с собакой)»

Пограничники Работы воспитанников подготовительной группы Пограничник с собакой Работы воспитанников подготовительной группы Пограничник с собакой Работы воспитанников подготовительной группы Пограничников отряд Коллективная работа Пограничник отдаёт честь Вариант действия для изображения Пограничник с собакой Поделки воспитанников подготовительной группы Пограничник с собакой Простая сюжетная сценка Пограничник шагает Пример позы для изображения

Технокарты и примеры поделок по теме «Фигура человека в движении»

Технокарта Лепка фигур человека Технокарта Лепка фигур человека Технокарта Инструкция лепки фигуры девочки Технокарта Инструкция лепки фигуры клоуна Балерины Изображения человека в танце Мальчики и девочки пляшут Поделки воспитанников подготовительной группы Дети держатся за руку Поделка воспитанников подготовительной группы Мальчик и девочка танцуют Поделка воспитанников подготовительной группы Парашютисты Коллективная работа Девочка гуляет Пример работы Сноубордист Фигура человека в движении

Видеоматериалы

Лепка фигуры человека конструктивным способом

Лепка фигуры человека скульптурным способом

Занятия по лепке фигуры человека в движении важны для формирования практических навыков и личностных характеристик будущего первоклассника. Работа с пластичным материалом готовит руку к письму. Моделирование поделки развивает конструктивное мышление. Дети обучаются прогнозированию и анализу результатов деятельности. Развивается зрительная память и образное мышление.

Лепка в подготовительной группе прививает детям чувство прекрасного и интерес в познании мира искусства. Воспитанники знакомятся с принципами создания скульптур, с яркими образцами народных промыслов, декоративно-прикладным искусством в создании посуды.

В игровой форме обучения для старших дошкольников открыт простор для фантазии. Ребята стремятся к совершенствованию навыков лепки для создания фигур, максимально приближенных к объектам действительности.


Источник: http://paidagogos.com/?p=11903



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Поделки из пластиковых бутылок своими руками для Мастер класс по деревьям из кофейных зерен

Поделка петуха из пластиковой бутылки Поделка петуха из пластиковой бутылки Поделка петуха из пластиковой бутылки Поделка петуха из пластиковой бутылки Поделка петуха из пластиковой бутылки Поделка петуха из пластиковой бутылки Поделка петуха из пластиковой бутылки

Похожие новости