Александр Антонов. Чертеж схемы - Денис Быстров.


Немного предистории создания этой системы.

  Лодку "Нептун" с моторами "Нептун-23" я приобрел в 1985 году. И самодельное зажигание для лодочного мотора все это время, каждый сезон не могу нарадоваться на их легкий запуск, устойчивую работу на холостом ходу, надежность и мощность зажигания. И как-бы немного сверху смотрел на владельцев Вихрей, которые усердно работают пусковым шнуром при запуске двигателя. И что самое приметное- чем старше двигатель, тем больше усердия при пуске. И хотя мои "Нептуны" 1971 года сборки, по сей день они пускаются с первого-второго рывка. Вопрос "почему" я задал себе в тот момент, когда мой хороший друг приобрел себе 2 "Вихря". И тогда мы с ним столкнулись с этой проблемой. Почему у Вихря гораздо слабее искра, почему Вихрь не может работать как Нептун на малых оборотах- холостой ход у него около 1000об.мин если не выше. Можно конечно и добиться меньших оборотов, но каждую секунду можно ожидать что двигатель заглохнет. Карбюратор? В тоже время я заметил, что у новых двигателей такой недостаток явно не так ярко выражен. Они менее капризны при запуске. На карбюратор это не совсем похоже. Чему там изнашиваться?
И вот, мой друг приобретает совершенно новехонький Вихрь. Дело было зимой, делать было нечего и мы разобрали его, благо что двигатель проработал всего 5-6 часов и хотелось его осмотреть изнутри. Первое что нам бросилось в глаза- магниты на маховике были явно сильнее чем на старом (благо к этому времени старых маховиков у нас валялось штук 5) причем ни один из старых не мог сравниться по силе магнитов с новым! (Можете сами попробовать при помощи гаечного ключа.. Примагничиваете его к башмаку, потом отрываете с определенным усилием).. Ага, подумали мы и решили что в этом проблема и кроется. И не ошиблись! Стальной маховик замыкает магнитные поля постоянных магнитов, кроме того сильнейшая вибрация и ускорения довершают дело. Магниты "садятся". А раз так, садится и энергия искры со всеми вытекающими отсюда моментами. Остается три выхода-

Первый: купить новый маховик.
Второй: попробовать намагнитить магниты.
Третий: решить задачу кардинальным методом.

  Первый вариант мы отбросили сразу-маховиков не накупишься, да еще и на 2 мотора.
Второй вариант более-менее приемлим, и на лодочной станции спецы говорили что один умелец это делал и причем не плохо у него это получалось.
Мы пошли по третьему пути. По пути создания батарейного электронного зажигания.

  Путь не простой, но вполне себя оправдывающий. Аккумулятор с собой возит у нас чуть ли не каждый, кто любит отдых на воде. Тем более что большого аккумулятора и не нужно если конечно не пользуешься электростартером. Важно лишь не посадить его в "ноль". Тогда конечно запустить двигатель будет немного сложнее. В принципе, забегая вперед, скажу вам что мы всегда в запас с собой возили обычное, контактное зажигание и одну бобину. На экстренный случай. Но за три сезона эксплуатации такого не случалось. Зажигание исправно работало даже на"подсевшем"аккумуля-
торе. а дальше, после пуска аккумулятор подзаряжался от моторов.

  И так, в результате анализа всех систем, мы пришли к выводу что чем лепить самодельщину, лучше использовать все "фирменное". За основу была взята система зажигания от автомобиля ВАЗ 2108-2109. Это мощное, плазменное зажигание, с большой энергией искры и высокой крутизной нарастания фронта напряжения на электродах свечи. Оно прекрасно формирует мощную искру даже на залитых топливом или закопченых электродах свечи. Отличается высокой надежностью и долговечностью. Прекрасно работает на всех режимах двигателя.И самое главное- продается совершенно свободно во всех автомагазинах!

  Поначалу предполагалось установка двух коммутаторов и двух бобин- раздельно, на каждый цилиндр. Но случайно мы наткнулись в автомагазинах на катушки зажигания с двумя проводами для свечи. Двухискровая!!! Подумали мы. Решение пришло моментально- когда в одном цилиндре такт сжатия, то во втором- перепуск, соответсявенно вспышка там не возможна! И мы оказались правы! Был установлен один датчик, который формировал 2 запускающих импульса на каждый оборот коленвала, один коммутатор и одна двухискровая катушка зажигания, которая используется в новых "Волгах" и не представляет особого дефицита. Как оказалось, она очень и очень влагоустойчива- один мотор был утоплен на глубине около 15-2м, затем благополучно извлечен из воды, просушен в течении часа и после этого прекрасно завелся! Схема коммутатора тоже влаги не боиться, т.к. в ней всего 12 вольт, а это для воды не критично.Но для гарантии блок был герметизован герметиком. В течении этих трех лет Вихри экслуатировались на лодке "Нептун". Видимо из-за деформации транца, на блоки головок Вихрей из-под аникавитационных плит летит масса брызг. Зажигание постоянно в воде. И все отлично работает!!!

  И так, если Вы заинтересовались всем этим, то вам пожалуй пора двигаться дальше, ну а если всеж Вы подумали что все это Вам мало подходит - т.е. вы заядлый рыбак, в лодку вы с собой ничего не берете кроме удочек, мотора и бака с бензином, то действительно скорее всего это вам не нужно и Вам пожалуй вернуться на главную страничку этого прекрасного сайта

  Итак, вы все таки решили, что все это Вам нужно, у Вас хорошая мотолодка, один-два "Вихря" или "Нептуна", есть электрозапуск, бортовое освещение, магнитофон, ну и еще чего сами напридумаете, но самое главное Вы ленивы как и мы и Вам надоело дергать мотор с десяток раз. Вам хочется намотать пол-оборота шнура, потянуть за него и...........

  Тогда тут вы найдете то что Вам нужно.

Схема описываемой системы зажигания

Схема описываемой системы зажигания (щелкните на рисунок для просмотра чертежа большого формата)

  Я сам хорошо разбираюсь в электронике, но сразу Вам скажу что много ума для того чтобы создать этот шедевр не нужно. Нужно только желание. И так по порядку начну описывать Вам чего мы там понатворили.

  На лодочной станции мы понасобирали старых электронных зажиганий от вихрей. Благо что их там навалом с нерабочей одной или второй половиной. Это весьма распостраненный дефект- не работает одна свеча. Т.к. блоки мало ремонтопригодны, их выкидывают или просто бросают в уголки сейфа где хранят моторы. Главное чтоб обмотки были целыми, неповрежденными- они пригодятся. Хотя в принципе их не сложно намотать и самому. Далее, при помощи паяльника и отвертки была извлечена старая схема с кучей всяких деталюшек которые больше нигде не пригодяться. Была извлечена и выброшена катушечка датчика зажигания. Она тоже не нужна. Маховик для всего этого нужен обычный, "НЕ ЭЛЕКТРОННЫЙ!!!". И все. подготовка закончилась. Начинаем сборку зажигания. На пальцах это выглядит примерно так: Было собрано два моста на диодах КД-213. Это маленькие диски с выводами, выдерживающие до 100ампер в импульсе. Стоят они не дорого, да и достать их не проблема, за то очень надежно и к.з не бояться. Их понадобиться 8 штук на мотор. По четыре на каждый мост. Итак, два моста подключили к двум обмоткам- одна освещения, вторая раньше работала на зажигание, теперь будет тоже "освещать" за одно и аккумулятор заряжать. выхода мостов подключили паралельно.
Таким образом обе катушки теперь независимо друг от друга качают" электричество. Поверьте, так намного эфективнее чем если просто соединить обе катушки в параллель и нагрузить на один мост. К тому же места там хватает с избытком. Далее, датчик холла был размещен в прорези, где раньше стояла катушечка старого датчика. После установки датчика и диодных мостов ниша заплняется герметиком из которого выходят провода.Все проще паренной репы! На блке двигателя укрепляем новую двухискровую бобину и электронный коммутатор. Все соединяем по схеме ВАЗ-2108-09. Выход с мостиков кидаем на аккумулятор. И все. Можно заводить. Подаем питание, дергаем шнур..... ВСЕ!!!

  Это все красиво и просто. За исключением датчика холла. С ним прийдется поковырятся маленько. Дело в том, что его не хватает для нормального срабатывания от полюсных башмаков маховика. Вернее не хватало у меня- я у себя использовал датчик холла от клавиатур компьютера.(раньше такие делали) Вы у себя можете сами проверить это. Делается так: у датчика три провода- два питания и один- сигнальный провод Если у Вас все есть в комплекте, соберите на столе схему зажигания, подайте питание. Поднесите датчик к башмаку изнутри маховика. В момент когда вы будете переносить датчик от одного башмака к другому у вас должна сформироваться искра. Если этого не происходит (как у меня) то вам необходимо датчик "подмагнитить". Делается это просто- к датчику подносится маленький магнитик (его вы снимете с датчика- он идет вместе с ним) как только датчик сработает, магнитик немного отодвигается от датчика и приклеивается в этом месте эпоксидной смолой. Важную роль играет полярность датчика. Это вы должны выяснить сами- на каком башмаке у Вас должна формироваться искра. Хотя я думаю что жигулевские датчики намного более чувствителнее чем те что были в моем распоряжении. Поверьте, три года назад датчики еще были в дефиците. Вот пожалуй и все. Если возникнут вопросы - обращайтесь на е-мейл постараюсь помочь чем смогу. Чуточку попозже, как доберусь до фотоаппарата сфотографирую и выложу сюда фотографии всей этой красоты и еще более подробные описания технических деталей и проблем с которыми вы может быть столкнетесь при создания этого шедевра лодочной электроники. :).
Еще немного добавлю- с установкой батарейной системы у вас отпадает множество проблем- таких как установка тахометра, приборов контроля за температурой двигателя. Вы спросите почему? Потому что теперь эту кучу электроники Вы сможете купить в любом автомагазине и работать у Вас она будет не хуже чем в авто. У моего друга так и стояло- два тахометра от ВАЗ2106, два прибора контроля за температурой. Вы спросите как подключить все это? Просто берете схему автомобиля........ А датчики температуры ставяться элементарно просто- сверлите в рубашке вихря (мы просверлили в гловке) дырочку и нарезаете резьбу под штатный датчик ВАЗ 2106. Поверьте, все работает прекрасно. Ну а если сверлить не охота, распилите датчик, там увидите таблеточку термоелемента. Прижмите ее к блоку хомутиком, под хомутик- проводочек, его к приборчику. Залейте все герметиком и все. Приятного Вам хода!!!!

С Уважением ко всем Вам, Александр Антонов, Казахстан, г. Павлодар.

16.07.2001г.

    P.S. Уважаемый посетитель! Несмотря на юмористический уклон стиля написания данной статьи я, т.е. её автор заявляю, что эта система очень надежна, Вихрь работает мягче, тише, снизились обороты х.хода, запуск стал возможен в таких условиях, в которых обычный вихрь не дает даже вспышек. Практически пуск происходит "вполоборота" - достаточно половины длины шнура и легкого рывка для проворота коленвала. Ну а что такое долго крутить стартером................

  Одним словом, это зажигание стоит того!!!

  

  

На главную страницу Rambler's Top100
Источник: http://www.motolodka.ru/motors/domestic/ignition/batign.htm



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Электронное зажигание для лодочных моторов Видео на Запорожском портале Как вязать черепашку ниндзя

Самодельное зажигание для лодочного мотора Самодельное зажигание для лодочного мотора Самодельное зажигание для лодочного мотора Самодельное зажигание для лодочного мотора Самодельное зажигание для лодочного мотора Самодельное зажигание для лодочного мотора Самодельное зажигание для лодочного мотора Самодельное зажигание для лодочного мотора

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ